Начало: дрожь, трепет, калькулятор…

Тест Nissan Leaf начался еще до появления самого электромобиля. Сначала – беготня на работе в поисках розетки и удлинителя: офис на 3-м этаже, нужен 10-15-метровый кабель. Затем – согласование вопросов с электриками и энергетиками: чтобы не перегрузить сеть и не «сжечь» проводку. Наконец – выбор места для парковки: поближе к окну с розетками. Наконец, в понедельник я отправляюсь в офис прокатной компании BLS, где меня ждет яркий (во всех смыслах) электрокар Nissan Leaf. А вот и он – бело-синий автомобиль, подключенный к 220-вольной 30-амперной зарядке. Быстрая проверка, обсуждение вопросов, подписание документов, посадка за руль. На счетчике пробега – 130 км, хотя на окнах гордо красуется цифра «180». Однако мне хватит: в путь!

Внешне Nissan Leaf – это просто «семейный хэтчбек»: знатоки и так поймут, что это за продвинутая модель (ведь Leaf всегда электрический); а обычных людей не нужно отпугивать экстравагантностью. Возможно «знатоков» уже много, возможно привлекала яркая «оклейка» – но за время теста к автору с вопросами обратилось с десяток людей, а на дороге из окон попутного автомобиля выглядывал каждый третий.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Однако в дизайне Nissan Leaf есть и свои особенности: лючок для зарядки в «носике» капота, покатая задняя часть… А также – вот такие узкие выступы на верхушке фар и у основания лобового стекла: это сделано для улучшения аэродинамики и снижения уровня аэродинамического шума, который стал ну уж очень заметен в отсутствии традиционного звука работы мотора.

Первые километры за рулем Nissan Leaf успокаивают разум: автомобиль едет неплохо, ощущается обычным хэтчем С-класса, счетчик пробега все рассчитал верно – а значит, у меня будет гарантированная сотня «Ке-Ме», когда я приеду домой и поставлю автомобиль на парковку. Но, на всякий случай, лучше поискать стоянку с розеткой и возможностью подзарядки АКБ. Это тоже своеобразный тест: из трех паркингов недалеко от дома на двух отказали с аргументацией «выбьет пробки, сожжет проводку». Лишь на третьем паркинге согласились поставить электрокар на ночную зарядку: за двойную оплату парко-места и при условии отключения электромобиля, если охранник замерзнет и ему потребуется обогреватель. Однако – первые мысли – даже с учетом двойной оплаты, езда на Nissan Leaf оказывается сравнима по цене со стоимостью ежедневных поездок на общественном транспорте, не говоря уже про обычный автомобиль. Неплохо…

А вот салон Nissan Leaf (фото компании) – это уже «будущее сегодня»: 3 дисплея включая основной сенсорный на центрально консоли; 2-этажные приборы с «кругляшами» индикатора затрат энергии; «деревья» в левом углу верхнего дисплея; необычный селектор режимов движения…

Да и заряжался я в основном на работе: дирекция и коллеги по достоинству оценили сложный эксперимент и всячески ему способствовали. Они же устроили и первый пассажирский тест Nissan Leaf: одного провези, второму покажи. К слову, места в салоне вполне достаточно для 4-х людей: крыша высокая, расстояние для колен достаточное. Главные замечания – высокий пол (из-за батареи снизу), который зажимает место для ступней, да большой центральный тоннель, что мешает среднему седоку сзади.

Коллега Макс Спивак – это 181 см роста, 90 кг веса, объемная куртка-пуховик. Однако он не чувствует стеснения на заднем сиденье Nissan Leaf: места для колен и над головой достаточно, двери открываются широко и проем большой – вполне семейный автомобиль!

Особенность задней части салона – высокий пол и центральный тоннель, что немного мешает, но не критично. Но тут стоит обратить внимание и на другие нюансы. К примеру, все сиденья (и передние, и заднее) тестового Nissan Leaf были оснащены подогревом: он оказывается заметно экономичнее обычного обогрева салона в вопросе затраты энергии. Кроме того, сиденья покрыты специальной тканью, которая дает ощущение тепла. Два примера специфических решений, которых потребовал электрокар

Из-за импровизированного 2-х часового теста Nissan Leaf не успел полностью зарядиться: я выезжал с работы, имея на приборах лишь 102 км пробега; а впереди – вечерний и утренний проезды по 35 км каждый. Итак…

Селектор «коробки» – в режим «B» (Brake) для максимальной рекуперации энергии; на руле – жмем кнопку «eco» для максимально бережного расхода заряда, с педалями обращаемся плавно-плавно. Вечер оказался не слишком уж теплым (а ехал я без обогревателя, ведь он съедает 6-8% заряда), но зато не слишком «пробочным» и без дождя. В итоге первые 15-16 км маршрута я проехал за 10 км по счетчику остатка пробега! Следующий отрезок – еще около 15-17 км – также забрал 10 км. В результате на парковку я заехал с остатком пробега в 82 км, израсходовав «по счетчику» около 20 км, а реально проехав более 30 км – отлично! Охраннику только стандартная плата, никаких зарядок ночью, ждем следующего утра.

Селектор выборов режима езды: нажатие кнопки – режим парковки; движение влево и назад – режим езды D (вперед, малая рекуперация); повторное движение влево и назад – режим езды B (вперед, интенсивная рекуперация); влево и вперед – режим езды R (задний ход); движение влево – N (нейтральная передача). Пользоваться удобно, привыкаешь быстро, чаще всего я ездил в режиме «, накапливая энергию на спусках. К примеру, пологий спуск по бульвару Тараса Шевченко к площади Победы дает +2-3 км; столько же прибавляет и короткий, но крутой спуск по Елены Телиги; даже небольшие спуски на развязках с мостов могут «подарить» + 1 км пробега.

Чаще всего я ездил в режиме «Eco», который активируется кнопкой на руле: динамики в неторопливом осеннем Киеве достаточно, а пробег – больше. Связка режимов «B+Eco» оказывается и наиболее экономичной для езды: разгоняемся плавно, по возможности собираем энергию на спусках

День начался с тумана и тех же 82 км на счетчике, что и вчера. Дел и разъездов немного, поэтому я позволил периодически включать «печку» да ехать в обычном режиме – так приятнее во всех смыслах. Ведь помимо тепла, которое поступает сразу после включения обогрева, а не по мере прогрева ДВС, электрокар Nissan Leaf порадовал и необычайной прытью: я выигрывал едва ли ни все «светофорные старты» со сравнимыми авто С-класса. Ведь пусть электромотор Nissan Leaf развивает лишь 109 л.с., но его крутящий момент в 280 Нм доступен буквально с первого оборота. Максимальное ускорение на старте, хорошая динамика на ходу – и Nissan Leaf уже кажется не электро-овощем, а машиной с задатками «подогретого» хэтчбека!

Слабинки в виде тепла и динамики, да плюс небольшое отклонение от маршрута по нужным делам стоили мне запаса энергии. Преодолев суммарно за утро около 35 км, я приехал на работу с запасом хода около 30 км (22% заряда АКБ) против 80 км на старте. Итого электрокар «съел» в 1,5 раза больше, чем обещал изначально. Все вопросы утром были решены, сам день обещал быть спокойнее – поэтому я не слишком паниковал, когда увидел, что «время ожидания заряда 100% АКБ составит 10 часов». Невзирая на ужасающую цифру, из прошлых материалов уже было известно, что электрокары обычно заряжаются быстрее расчетного: ведь пустой аккумулятор охотнее принимает заряд и первые «+40%» даются намного быстрее, чем следующее «+40%».

Расчетное время зарядки (3 кВт)– 10 часов! Т.е. в среднем по 10 км за 1 час (запас хода 28 км, надо зарядить до 130 км). Но реально электрокар сам себя обгоняет примерно на 2-3 часа: я получил почти полный (120-130 км хода) заряд примерно за 7-8 часов. Если использовать мощное 6-киловатное зарядное устройство (от $600), то электрокар можно заряжать вдвое быстрее

Только бы не перегреть проводку, да не выключили электроэнергию, как это было прошлой «веерной зимой»…

Осмелел: газу-газу и вперед!

Не переживайте, все завершилось благополучно: за 8 рабочих часов – почти полный заряд и более 120 км запаса хода. Плюс даже прогретый салон: я настроил климат-контроль с таймером на нужное время начала поездки – он включился, вытянул ток из розетки, а не из АКБ, и прогрел салон до комфортной температуры.

Проблемой был лишь дождь. И, как потом оказалось, пробки. Нет-нет, Nissan Leaf не расходует «топливо» в пробках попусту, как это происходит в авто с обычным ДВС. Но пробки задержали на одном участке пути и отставание пришлось наверстывать на другом. Вечером. В дождь. На плохо освещенном мосту. В итоге пришлось ехать быстро, очень быстро; но насколько быстро – это я понял, лишь взглянув на спидометр. Тишина и покой в Nissan Leaf скрадываю ощущение скорости. А благодаря низко-расположенной тяжелой АКБ электрокар буквально прижимает к земле, что добавляем ему стабильности. Преодолев традиционные вечерние 30-35 км, домой я вернулся с запасом хода 86 км: итого электрокар «съел» больше расчетного пробега, что объясняется работой дворников, фар, обогрева салона, да необходимостью спешки на одном из участков.

Следующий день начался с традиционных разъездов, но потом я нашел время, чтобы слегка «прохватить» по любимой извилистой дороге. Затем – небольшой проезд по автобану, где Nissan Leaf без проблем набрал 110-120 км/ч по спидометру (максимальная скорость 145-155 км/ч в зависимости от версии), правда, при этом начал быстро расходовать заряд батареи. Наконец – несколько активных стартов, которые снова и снова удивляли соседей по потоку.

Разгон – белые кружочки-индикаторы бегут вправо (зона расхода энергии); торможение – голубые кружочки-индикаторы бегут влево (зона рекуперации энергии). Кстати, нажатие педали тормоза – это не только срабатывание тормозных колодок, но и сигнал электрокару: «можно тормозить активнее». К примеру, на одной дороге Nissan Leaf может включить рекуперацию с интенсивность в 1 «кружочек» (режим езды D), в 2-3 «кружочка» (режим езды B), и даже в 4 «кружочка» (режим езды B и легонько нажать-отпустить педаль тормоза). Конечно, «кружочки» – не самая точная единица измерений, но ведь они трансформируются в реальные километры пробега

А вот и верхний дисплей для водителя: скорость, время, температура, и… лес деревьев в левом углу! Выглядит по-детски, но работает: чем более плавно и аккуратно едешь – тем больше деревьев «выращиваешь». В таких детско-наивных мелочах вся суть Nissan Leaf: электромобиль очень передовой, но он старается не напугать технологиями, а рассказать человеку о них в простой и понятной форме. Общие ощущения от салона – «космический корабль»: но это не пугает, а увлекает

А ведь Nissan Leaf может ехать быстро! Да, руль легкий и «длинный» в количестве оборотов; да, подвеска больше настроена на комфорт и энергоемкость; да, сложно прогнозировать двойное торможение (рекуперация и обычные тормоза, плюс переходные режимы). Но тяжелая АКБ в днище, длинная колесная база, большой крутящий момент делают своей дело: электрокар едет динамично, надежно, уверенно.

Последние дни я докатывал в разных режимах. В случае чего – подмерзал, но берег заряд и проезжал больше; по возможности – ехал в удовольствие, динамично и в тепле. Разобрался в продвинутой системе мультимедиа с сенсорным дисплеем: здесь и радио с CD-проигрывателем; и подключение смартфона по Bluetooth; и неработающая навигация (только США и Канада, «перешить» можно на свой страх и риск без гарантий); и даже голосовое управление рядом функций.

Центральная консоль – это царство глянцевого пластика и крупного сенсорного дисплея: здесь и аудиосистема, и подключение смартфона, и бортовой компьютер, и многое другое. Для всех «электро-функций» есть кнопка «Zero Emission». Одна из самых интересных опций – просмотр расхода энергии: можно оценить сколько «ест» электромотор, климат-контроль («при включении климата будет -2 км пробега»), другие системы. Навигация записана на карту памяти, которая установлена в слоте под откидным дисплеем. Здесь – навигация лишь США и Канады. А без навигации – нет и возможности узнать ближайшие точки подзарядки, приходится пользоваться сторонним приложением на смартфоне или планшете.

Но наибольший интерес представляли системы контроля расхода энергии. К примеру, можно проследить расход энергии за последнее время и дистанцию пробега на 1 кВтч, либо узнать, сколько берут различные дополнительные потребители. Еще одна интересная опция – упомянутый климат-контроль с таймером: он программируется на определенное время выезда для предварительного обогрева или охлаждения салона. Причем в соответствующем меню можно задать приоритетность того, что важнее: заряжать АКБ до 100% без учета «климата» или все-таки включить климат-контроль, даже если АКБ к тому времени не будет полностью заряжена. Схожий таймер есть и для начала зарядки аккумулятора: можно задать время начала заряда в средине ночи, когда тариф на электроэнергию снижен.

А вот и таймер «климата»: задаем время отъезда, дни срабатывания, желаемую температуру; также можно выбрать что важнее – прогреть салон или полностью зарядить АКБ

Интересны и совсем уж специфические системы электрокара. Так, для защиты от кражи зарядного блока предусмотрен встроенный замок для блокировки штекера в носике автомобиля. Это замок управляется кнопкой под рулем: среднее положение – замок открыт; положение «LOCK» – замок закрыт; положение «AUTO» – блокировка срабатываем вместе с центральным замком. Удобно! Подобная мелочь показывает, сколько дополнительной работы пришлось проделать создателям электрокара Nissan Leaf. Ведь массовый электрокар – это настоящий переворот в мире автомобилей!

Кнопка управления замком-блокиратором для зарядного устройства. Рядом – кнопка открытия лючка зарядки в носу автомобиля. В этом ряду – и кнопка включения подогрева руля. Сверху 4 кнопки (небольшой квадрат) – служат для управления дисплеем перед водителем: показ процента зарядки аккумулятора (аналогично запасу топлива), расход энергии в пути (аналогично расходу топлива л/100 км), вход в меню настроек, и пр.

А вот и сам лючок для зарядки: подсветка, откидывающая красная крышка. Обратите внимание, что здесь только один разъем для зарядки; нет большого разъема для ускоренной «30-минутной зарядки». Говорят, что так даже лучше: быстрые 30-минутные зарядки изнашивают АКБ. В любом случае – к уменьшению емкости и пробега нужно быть готовым: уже существует статистика, что новые Nissan Leaf могут проезжать 180-200-250 км; 1-2-летниеNissan Leaf готовы к пробегу в 150-180 км; 3-летние Nissan Leaf могут проехать 130-150 км. Все зависит от условий эксплуатации…

Моя семья, которая волей-неволей тестирует все автомобили, подвела свои итоги:

«Электрокар – это, конечно, интересно; прям, прикоснулись к будущему. Но ехать каждое утро в холоде, смотреть за счетчик запаса хода и выбирать – или скорость, или пробег, или радио, или тепло – это, мягко говоря, не слишком приятно»

Мнение обычных людей, которые просто хотят ездить по свои делам, но это «мнение обывателя» имеет огромное значение. А мое мнение следующее…

Выводы: так есть ли жизнь с электрокаром?

Перед тем, как ответить на главный вопрос статьи, давайте подведем некоторые промежуточные итоги:

  1. Тестовый поддержанный Nissan Leaf реально проезжает примерно столько, сколько считает счетчик пробега; вполне можно рассчитывать на 130 км запаса хода. Новый Nissan Leaf должен проезжать еще больше – реальные 180-200 км.
  2. При желании – автомобиль едет очень бодро! Хороший разгон, энергоемкая «плотная» подвеска, АКБ в днище прижимает машину к земле. В тоже время Nissan Leaf комфортен: он настолько тихий, что это скрадывает чувство скорости; большая колесная база и «пухлые» колеса способствуют мягкой езде. Единственное серьезное замечание касается торможения: тормозит или электромотор, или колодки, или все вместе; много переходных процессов; словом, нужно привыкать.
  3. Наигравшись с настройками, я эксплуатировал электрокар в режиме езды «ECO» и в режиме трансмиссии «B» (Brake). Для обычной городской езды, где много светофоров и пробок, достаточно динамики и плавности в еко-режиме. А торможение-рекуперация позволяет накапливать энергию для новых километров. Мой лучший результат составил «+3 км» на счетчике пробега.
  4. Дистанцию пробега можно как увеличить, так и уменьшить своими действиями. Как показал тест, можно ездить плавно и без обогрева, но проезжать до +30-50% больше обещанного! А можно ехать динамично, быстро, с максимальными энергозатратами (обогрев, фары, дворники, магнитола, без рекуперации) – и проезжать в режиме «реальный 1 километр за 1,5 километра по счетчику».

На самом деле ситуации с заглавной фотографией в начале статьи, где мы толкаем машину, никогда не было – Nissan Leaf ни разу не подвел в плане запаса хода! Для электрокара более характерна другая ситуация: ездим в теплой одежде – ведь не хочется тратить запас хода на обогрев салона; постоянно помним о зарядке – на ночной стоянке, на парковке возле офиса, ищем розетку в торговом центре…

А теперь мой ответ на вопрос, ради чего и проводили тест: есть ли жизнь с электрокаром?

Если рассматривать Nissan Leaf как единственный универсальный автомобиль, если нет возможности постоянной подзарядки на работе и/или дома – то «НЕТ».

Однако я скажу «ДА». Ведь, с одной стороны, электрокар требует думать и шевелится: найти розетки в паркинге; настроить климат-контроль; просчитывать маршрут. Но, с другой стороны, электрокар реально заменяет автомобиль в ежедневных городских поездах – и это со счетом за электроэнергию сравнимую с расходом 1л/100 км! Не менее важно и то, что электрокар Nissan Leaf являет собой пример прогресса, причем уже не «где-то там на выставке в далекой стране», а вот здесь и сейчас, во дворе соседнего дома или на парковке ближайшего офисного центра. Если бы не «прогресс через проблемы», то мы бы и сегодня ездили на лошадях при свете керосиновой лампы!

За эту неделю я столкнулся с проблемами, которые вызывал Nissan Leaf. Но я и нашел пути их решения: зарядка, тепло, запас хода. Это не вопрос Nissan Leaf, это вопрос конкретного человека: готов или нет ломать стереотипы для будущего и прогресса. Я попробовал. Было сложно. Но, кажется, удалось.

Ах да, длинные поездки… Читайте дальше!

Сценарии для электрокара: три жизни Nissan Leaf

Итак, я рассказал о своих впечатлениях о Nissan Leaf и своей реальной жизни с электрокаром. Мы также нашли еще несколько реальных примеров использования электрокара в реальной жизни. Каждый пример открывал что-то новое, необычное, важное. Итак…

Nissan Leaf в прокате

Идея пополнить парк электромобилями возникла после того как один из наших товарищей устроил нам тест-драйв нового Nissan Leaf и заразил нас этой идеей. До этого прокатом электромобилей никто не интересовался; мы были первыми, кто запустил услугу проката электрокаров сразу в двух городах: Киеве и Одессе.

Первый опыт оказался очень успешен! Сегодня загрузка всех электрокаров составляет 75-80%, что значительно выше загрузки авто аналогичного класса с традиционными моторами. Сегодня в Киеве, Одессе, Львове мы эксплуатируем 6 электромобилей: одну Tesla Model S и пятерку Nissan Leaf 2013-2015 г.в. с запасом хода 120-180 км. Суммарно 6 электрокаров за 3 месяца проехали более 50 000 км – никаких проблем! Единственное замечание – очередь на услугу проката электрокара. Обслуживание Nissan Leaf проводим на официальном сервисе дилера Nissan. Стандартное ТО – это одно название: по сути лишь диагностика ходовой части, проверка автомобиля, замена фильтра салона. Склад запчастей и «расходников» большой, часто даже есть кузовные детали. Словом, сплошная выгода и экономия. В том числе и для клиентов – ведь расхода топлива нет. При этом мы сдаем Nissan Leaf в аренду по цене обычного сравнимого хэтчбека, к примеру VW Golf.

Сегодня мы уже переходим от проката электромобилей к их продаже. Так, была создана дочерняя компания ECO CARS, с которой мы работаем в тесном партнерстве. К примеру, уже сейчас мы предлагаем акцию для потенциальных покупателей Nissan Leaf: берете электрокар на 3-дневных прокат; если автомобиль понравился и принято решение его купить – то мы компенсируем стоимость проката. Фактически клиент не только получает прокат автомобиля, но и бесплатный длительный тест-драйв, во время которого может понять, подходит ему Nissan Leaf или нет. В итоге рост продаж напрямую зависит от нашей деятельности: немало людей, попробовавших Nissan Leaf в прокате, затем решаются купить электромобиль для себя.

Для этой же цели мы часто проводим ознакомительные тест-драйвы на выходных. Работаем и над развитием сети зарядных станций. К примеру, до конца года мы открываем более десятка зарядных станций. А в планах на следующий год – 100 зарядных станций по всей стране. Причем есть возможность использовать мощные зарядные станции на 6-8 кВт – с ними Nissan Leaf полностью заряжается за 3,5 часа вместо 7 часов при заряде от обычной розетки. Такая станция стоит от $600, что делает ее доступной и частному покупателю для установки возле дома, у офиса, на паркинге.

Наконец, наша последняя идея – связать продажу электрокара с прокатом автомобиля от BLS, что решает проблему дальних поездок. Сейчас прорабатывается программа специальных условий аренды обычного автомобиля для покупателей электрокаров Nissan Leaf у нас. В итоге человек сможет каждый день в городе ездить на электрокаре, а при необходимости дальней поездки будет брать автомобиль в прокате BLS. На какой срок, по какой цене, какую модель, может вообще бесплатно – сейчас прорабатываем эти вопросы. Но идея уже есть, и с ресурсами BLS она полностью решает проблему длительных поездок для владельцев электрокаров Nissan Leaf.

Nissan Leaf в США

Станислав Петровский, частный владелец электрокара в США

В нашей семье Nissan Leaf 2011 года выпуска появился примерно полгода назад. Выбрали электрокар за инновационную идею – он буквально переворачивает мир вверх ногами! Кому-то это покажется сложным, но это был настоящий вызов правилам и традициям.

А еще выбрали электрокар для того, чтобы покончить с еженедельными расходами на бензин. Даже если учесть, что домашний счет за электричество вырос на 15-20%, то за счет экономии денег на топливе Nissan Leaf все равно перекрывает ежемесячные платежи по кредиту на 70%!

Теперь о практике. Когда мы взяли этот 4-летний Nissan Leaf два деления на шкале «жизни» батареи уже ушло: сейчас реальный запас хода примерно 60-70 миль (100-110 км) на одном при максимально заявленном пробеге в 80 миль (130 км) для нашей модели. Кроме того, запас хода зависит от многих факторов и температура – один из них: лучше задавать таймер климат-контроля для предварительного охлаждения или прогрева салона.

Электрокар в основном заряжаем дома каждую ночь, когда ниже тариф на электроэнергию; для активации зарядки ночью есть соответствующий настраиваемый таймер. Заряжаем в гараже или возле гаража, где была установлена зарядная станция (назовем ее «stage 2») на 220 вольт и около 30-35 ампер. В таком случае Nissan Leaf заряжает полностью примерно за 3-4 часа. Ведь в США обычная сеть имеет напряжение лишь 110 вольт и обычная зарядка (по аналогии – это «stage 1») от сети может потребовать до 24 часов!

Станций быстрой 30-минутной зарядки (по аналогии – это «stage 3») в нашем небольшой городке мы не нашли, но, к примеру, в Калифорнии таких станций много. На самом деле, все зависит от конкретного штата: у нас есть 5-6 станций зарядки «stage 2», также местные люди могут помечать свои домашние станции в мобильных приложениях для общего пользования – таким образом, и развивается эта инфраструктура.

В момент покупки электрокара на его одометре было 20 тыс. миль (32 тыс. км), мы уже проехали 7 тыс. миль (11 тыс. км) – никаких замечаний: ни масло, ни свечи менять не надо; традиционных ТО у автомобиля, по-моему, толком и нет – только проверяй подвеску да тормозные колодки.

Очень нравится разгон, ускорение электрокара. Радует маневренность, хорошее оснащение, продвинутая система мультимедиа. Минус только один – ты ограничен километражем заряда, а если нужно зарядиться – то нужно долго ждать. В новых 100-мильных моделях ситуация должна быть лучше.

Но есть и один огромный плюс, который перекрывает все минусы: нравится идея частично покончить с нефтью и не быть таким зависимым от нее; идея помогать окружающей среде – в Nissan Leaf для этого даже сделали табло, на котором можно отследить количество «спасенных» деревьев.

Мой итог прост. У нас в семье есть второй автомобиль с обычным мотором – для длительных поездок. Но реально Nissan Leaf показал, что за электромобилями будущее и мы будем видеть их все больше и больше вокруг. Я рекомендую Nissan Leaf всем, кто хочет экономить на поездках, хочет подчеркнуть свой характер «еко-френдли», и готов планировать свои поездки с умом.

Nissan Leaf в Киеве

Игорь Тимошенко, частно-служебное использование Nissan Leaf в Киеве

У меня Nissan Leaf 2013 года выпуска с хорошей комплектацией: есть камеры кругового обзора, аудиосистема Bose, и пр. Это было одним из факторов выбора электрокара пару месяцев назад: инновационный и хорошо-оснащенный автомобиль, который не потребляет топливо, по цене ДВС-одноклассников сравнимого года и комплектации.

Автомобиль мне нужен по работе, много езжу по Киеву. Точки зарядки есть в паркинге возле дома и на работе – пришлось лишь развивать привычку подключать Nissan Leaf к розетке каждый раз при парковке. Однако еще ни разу электрокар не подводил – всегда хватало запаса хода. Но был случай, когда новый охранник на паркинге по незнанию отключил электрокар от розетки: благо, заряда хватило до работы – там и «заправился». Словом, порой требуется согласование и решение всех вопросов перед началом эксплуатации электромобиля.

И это при том, что я езжу динамично, с постоянным обогревом или кондиционером. Счетчик пробега обычно выдает запас хода 120-130 км при полностью заряженной АКБ (как показал тест на профильной СТО, аккумулятор потерял 16% емкости за 2 года). Но я чаще ориентируюсь по индикатору заряда АКБ: 1% заряда – 1 км пробега. Итого имеем 100 км пробега при любых условиях езды. Причем режимом «ЕСО» пользуюсь редко, а вот в «коробке» практически всегда включен режим «B»: на каждом спуске собираю дополнительные 1-2-3 км.

Что в автомобиле очень понравилось – так это хорошая динамика на «городских» скоростях; комфортная и энергоемкая подвеска. Ну и уже упомянутые системы мультимедиа: сенсорный дисплей, подключение телефона, «продвинутая» магнитола, камеры кругового обзора, настраиваемый климат-контроль и пр.

Из минусов отмечу частое запотевание стекол, особенно лобового стекла, малый пробег на одной зарядке – привыкаешь к почти бесплатным поездкам, хочется еще и еще. Также минус в небольшом количестве зарядных станций в Киеве, но это минус уже не Leaf-а, а развития инфраструктуры города. Надеюсь, со временем это изменится.

Три поколения – в одном кузове

Электрокар Nissan Leaf стартовал лишь в 2010 году, но уже пережил несколько существенных обновлений: едва заметные внешние изменения при кардинальной смене начинки внутри, которая влияла на максимальный пробег. Итак…

Первое поколение Nissan Leaf оснащалось 109-сильным 80-киловатным электромотором (280 Нм) и литий-ион аккумулятором на 24 кВтч. Разъемы для зарядки были установлены под передней крышкой, но зарядное устройство находилось около задних колес, в балке между багажником и салоном. Отсюда – объем багажного отсека в 330 л. Электромобиль разгонялся до 100 км/ч за 11,9 сек и проезжал 160-200 км. Точное значение максимального пробега зависело от метода замера и условий испытаний: согласно наиболее жесткому циклу EPA LA4 (США) электрокар мог проехать 100 миль или 160 км; наиболее мягкий японский замер JC08 давал около 200 км; европейский цикл NEDC посредине – 175 км.

Это схема Nissan Leaf первого поколения: обратите внимание на расположение блока зарядки аккумуляторной батареи: с его переносом под капот и сменой компоновки удалось увеличить объем багажника

В конце 2012 года был показан Nissan Leaf 2013 МГ, который и был у нас на тесте. При минимальных внешних изменениях (другие цвета кузова, колесные диски, темный салон) произошла чуть ли не революция внутри электромобиля. Во-первых, использован другой электромотор в блоке с инвертором и зарядным устройством: теперь все собрано под капотом. Это, в свою очередь, позволило убрать описанную выше стенку-упор за задними сиденьями и немного увеличить объем багажника – до 370 л. Плюс изменена система отопления, плюс лучшая эффективность рекуперации, плюс облегчение всего электромобиля. В результате согласно циклу JC08 такой Leaf мог проезжать до 228 км при идеальных условиях. Европейские и американские замерщики были жестче – вот откуда заявленные 180 км пробега на стеклах тестового авто (да еще и для новой АКБ).

Тестовый Nissan Leaf был выпущен в 2013 году – у него более преобразователь и зарядное устройство в едином блоке сверху над двигателем…

…и отсутствует перемычка за задними сиденьями, благодаря которой не только увеличился объем багажника, но и стало удобнее складывать спинки для перевозки крупногабаритных вещей

Наконец, нынешней осенью было объявлено о новых доработках для существующей модели Nissan Leaf, хотя уже тестируют автомобиль следующего поколения. Так, Nissan Leaf 2016 МГ получил еще один новый цвет кузова, слегка измененные фары и эмблемы, другую антенну на крыше да обновленную систему мультимедиа – словом, его распознает лишь знаток. Однако под сиденьем может быть более емкая батарея: 30 кВтч вместо 24 кВтч. А это, по расчетам компании Nissan, позволит увеличить запас хода до 250 км от одной зарядки согласно циклу NEDC.

Последнее глобальное обновление для Nissan Leaf обещает запас хода до 250 км

Но по нормам США пробег окажется заметно скромнее (170-200 км); да и ожидается, что увеличенная батарея будет доступна как платная опция или в рамках определенной комплектации. Однако стремление Nissan к совершенствованию Leaf похвально.

Рынок электромобилей: Nissan Leaf и другие

Два самых популярных электрокара в России и странах СНГ – Nissan Leaf и Tesla Model S. Причем интересна и статистика продаж только новых электромобилей – 38 экземпляров Nissan Leaf и 28 электрокаров Tesla Model S: т.е. Nissan Leaf в основном берут подержанным, считая деньги на покупку и эксплуатацию; а Tesla Model S – как новый статус-автомобиль.

Но даже с такими цифрами продаж новых электрокаров за 10 месяцев 2015 года есть немало интересного: Nissan Leaf в своем классе обошел по продажам Volvo V40, Honda Civic, Audi A3; Tesla Model обошла в продажах Porsche Panamera, Audi A7, Jaguar XF.

Дорогая Tesla Model S успешно конкурирует с известными брендами и премиальными моделями – и нередко выигрывает «битву за кошелек»

Подержанный 2-3-летний Nissan Leaf сегодня можно купить за $15-20 тыс., что с учетом интересного оснащений – сенсорный дисплей, климат-контроль, «автомат» – выглядит вполне сравнимо ценам традиционного хэтчбека С-класса в схожей комплектации. Однако следует учитывать, что с низкой ценой покупатель получает и чуть устаревшие технологии (см. блок выше) да слегка изношенную батарею, которая уже потеряла часть своей емкости (минус 10-20% емкости за 2-3 года) – вот и ответ, почему тестовый Nissan Leaf мог проехать реальных 130 км вместо идеально-обещанных 180 км.

Абсолютно новые Nissan Leaf, причем даже в обновленной версии 2016 МГ с запасом хода до 250 км, в продаже также встречаются. Но «под заказ» и по цене около $38-40 тыс. Неудивительно, что большинство проданных электромобилей Nissan Leaf все-таки подержанные – около 90% от общего числа Leaf-ов.

Но именно они сегодня и находят себе первых владельцев-энтузиастов, продвигая идею электрокаров в массы.