28 марта в Минске незаметно для многих прошел первый слет владельцев электромобилей, на который приехали 5 владельцев экологических машин. AUTO.TUT.BY отправился к одному из них, Григорию Саргсяну, чтобы посмотреть на его Ford Focus Electric и поговорить о перспективах развития такого вида транспорта в городе. Собеседник рассказал, где он заряжает машину, сколько экономит на топливе и что предлагает местным властям.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

«Возник вопрос: почему все, но не мы?»

Григорий рассказывает, что первый раз он увидел электромобиль в 2007 году в Лос-Анджелесе и особенного интереса такая машина у него не вызвала. Говорит, что конкретная заинтересованность возникла после посещения салона Tesla в 2013-ом в Нью Йорке.

— Возник вопрос: почему все с электромобилями, но не мы?

Стимулом приобрести такую машину себе, по словам собеседника, стало обнуление ввозных пошлин на электромобили в 2014 году. Говорит, что выбирал авто, в котором было бы комфортно и присутствовали бы все опции.

— Особенно этого хотелось после моей BMW 7-series, которая практически все делала сама вместо водителя. И тут я увидел в Америке этот Ford Focus Electric 2012 года, посидел в нем, и он понравился по основным параметрам. Окончательно устроила конечная цена.

 

Также определенным фактором выбора было и то, что электрический Focus внешне практически ничем не отличается от обычного, а значит проблем со многими деталями не будет.
Фактором выбора было и то, что электрический Focus внешне практически ничем не отличается от обычного, а значит, проблем с деталями не будет

Машина с пробегом 34 тыс. километров стоила в Пенсильвании 16,5 тыс. долларов. К этому добавилась цена транспортировки в контейнере до Клайпеды — 1,2 тысячи, а также местные платежи: 50 евро за таможенные услуги, около 200 долларов утилизационного сбора и 20% НДС от оценочной стоимости — 3,4 тысячи долларов. Итог — 21 350.

Цену, от которой таможенники считают НДС, они берут в международном каталоге kbb.com, и она, вполне возможно, не совпадет с той, которую вы заплатили за машину в США. По закону налог взимается с максимальной суммы из диапазона цен на такое авто в каталоге, и при покупке небитой машины оспорить это невозможно. Цена на этот Ford 2012 года в каталоге варьируется от 15,5 до 17 тыс. долларов, поэтому таможенники считали НДС с последней цифры.

— Машина пришла без зарядной станции, на которую я потратил еще 150 долларов, и больше никаких вложений в автомобиль не делал.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

«Раньше я тратил на машину 300 долларов в месяц, сейчас — 400 тысяч»

Отсутствие вложений частично объяснимо тем, что в Ford Focus Electric нет двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии. Естественно, в машине нет выхлопной системы и бензобака. Вместо него в багажнике батарея, зарядки которой хватает на 177 километров хода по паспорту.

— Я заряжаю машину во дворе своего частного дома. От самой обычной розетки в 220 вольт батарея пополняется за 6-8 часов, в зависимости от напряжения.

 

Левое переднее крыло - единственный элемент кузова, который отличается от обычного Focus.
Левое переднее крыло — единственный элемент кузова, который отличается от обычного Focus

Для полной зарядки, по словам собеседника, автомобиль должен потребить около 23 киловатт-час энергии. Учитывая, что в Focus есть программатор, начинающий забор электричества в выставленное владельцем время, Григорий заряжает машину в по ночному тарифу в 660 рублей за киловатт-час. Нетрудно посчитать, что 170 километров хода обходится владельцу электрокара всего в 15,2 тысячи рублей.

— Я скажу проще. В месяц наезжаю примерно 3 тысячи километров, на которые машина требует 560 киловатт-часов энергии. Выходит, что за 30 дней на Ford я трачу 370 тысяч, которые некоторые люди за день расходуют на бензин! Да и я, когда ездил на BMW, тратил в месяц по 280-300 долларов на топливо.

 

Батарея занимает немалую часть багажника автомобиля.
Батарея занимает немалую часть багажника автомобиля. Производитель дает на нее гарантию 8 лет, или 160 тысяч километров

«Если вы гонщик, то машина может дать только 70 километров запаса хода»

Даже если заряжать машину по дневному тарифу в 942 рубля, она, по мнению владельца, обходится в копейки. Но чтобы одной зарядки хватало на 177 заявленных километров, ездить приходится спокойно, что устроит не всех белорусов.

— Естественно, чем выше скорость — тем больше расход энергии. Поэтому заводом-изготовителем она ограничена до 135 км/ч. Думаю, если бы не это, то машина бы легко поехала и 250. Но такое авто дисциплинирует людей: если ты хочешь больше проездить — ты перестаешь газовать, а ездишь как все.

 

Режимы движения авто переключаются не кнопками, а стилизованным по рычаг устройством, чтобы машина больше походила на привычную. В ней 4 режима: вперед, назад, и режим рекупирации, когда машина сама себя заряжает в движении.
Режимы движения авто переключаются не кнопками, а стилизованным под рычаг устройством, чтобы машина больше походила на привычную. В ней 4 режима: вперед, назад, паркинг и интенсивная зарядка при движении

Не факт, что к спокойной езде на таком авто все привыкнут быстро. Григорий говорит, что на Focus Electric сложно тронуться без пробуксовки, а до ста километров машина разгоняется примерно за 8 секунд.

— Но компьютер рассчитывает запас хода под ваш стиль езды, поэтому, если вы — гонщик, то на 177 километров запаса надеяться не стоит: машина легко может вам показать цифру в 70 километров.

 

Электромотр мощностью 143 л.с. и размером с небольшую дыню спрятан под пластиковым кожухом, чтобы автовладельцу было привычнее.
Электромотор мощностью 143 л.с. и размером с небольшую дыню спрятан под пластиковым кожухом, чтобы автовладельцу было также привычнее

На запас хода электромобиля влияют и погодные условия: при -20 0С этот Ford мог проехать только 86 километров. При стабильных для нашей зимы пяти градусах мороза машина проедет около ста километров.

— Это при включенных всех возможных системах обогрева. В комфорте я себе не отказываю, и если в машине должно быть тепло — в ней будет тепло.

Салон электрического Focus также ничем не отличается от обычного.
Салон электрического Focus также ничем не отличается от обычного

«Люди удивляются, что она не шумит. А тут нечему шуметь»

Владельцу машины с наклейкой «Электромобиль. Я не плачу за бензин» хватает внимания со стороны минчан. Говорит, что люди очень часто интересуются его авто на стоянках у магазинов.

— Спрашивают, не гибрид ли, и очень удивляются, что в ней вообще нет бензинового двигателя. Удивляются, что она не издает никакого звука, но здесь же нечему шуметь! Выхлопа нет, шума нет, а интерес у людей есть.

Многие до сих пор удивляются машине без выхлопной трубы.
Многие до сих пор удивляются машине без выхлопной трубы

Единственным минусом своего авто Григорий считает замену антифриза раз в два года и уверен, что сделал правильный выбор. Он отмечает, что на Западе давно пришли к электрокарам, поскольку люди там привыкли считать свои деньги.

— Они ведь считают не то, сколько они экономят в день, а сколько экономят в год. Например, у меня в год экономия только на топливе получится около 3,5 тысяч долларов — их лучше потратить на отдых для всей семьи.

Григорий легко рассуждает о западной жизненной философии, для которой именно на Западе, в общем-то, и созданы условия. Он рассказывает, что в США государство всячески стимулирует рост числа электрокаров, создавая для их владельцев льготы, которые заключаются далеко не только в бесплатных станциях экспресс-зарядки.

— При покупке электромобиля в США у дилера государство возвращает тебе 30% налога. Существуют и свои отдельные льготы для экологического вида транспорта в каждом штате. Например, в Калифорнии на хайвеях есть выделенные полосы для такого типа авто, и когда вся восьмиполосная дорога стоит в пробке, ты можешь спокойно ехать на электрокаре по освобожденному для себя ряду.

В некоторых штатах, отмечает собеседник, для электрокаров существуют отдельные бесплатные парковочные места. Он приводит пример Чикаго, где владелец обычной машины выложит за десять минут парковки в центре 20 долларов, а собственник электромобиля не заплатит ничего.

— Там это целая государственная программа, а мы пока будем рады хотя бы тому, если городские власти поспособствуют, чтобы в городе появилось больше станций зарядки.

«Эта машина не приносит ничего, кроме пользы»

На сегодня в Минске есть только 2 места, где можно быстро подзарядить электрокар: на заправке «А-100» на Боровой и на «Белоруснефти» по Лещинского. В этих местах пополнить батарею на 80%, говорит собеседник, можно даже за 20 минут. Григорий с единомышленниками в скором времени намерен обращаться с письмом в Мингорисполком, чтобы местные власти разрешили владельцам электромобилей устанавливать станции зарядки во дворах многоэтажек.

Зарядка на Боровой в Минске.
Зарядка на Боровой в Минске

— Чтобы установить «грибочек» для подзарядки, не нужно отдельно вести провода, а можно брать электричество от любого фонарного столба. На устройство устанавливается компактный счетчик, по которому и будет платить каждый владелец. Доступ к зарядке у каждого будет индивидуальный, по принципу той же «таблетки» на обычных АЗС.

Он рассчитывает на то, что местные власти поспособствуют и тому, чтобы ЖЭСы не создавали препятствий по установке станций зарядки во дворах. К слову, стоимость такого порта на несколько автомобилей, отмечает Григорий, колеблется в районе 4-10 тысяч долларов.

— И это все очень нужно, ведь эта машина ничего не приносит, кроме пользы. Масло с нее не капает и атмосферу она не загрязняет.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

«Наши люди не верят, что можно чем-то заменить двигатель внутреннего сгорания»

Но даже при наличии станций зарядки во дворах никто не сможет дать гарантии, что место возле них не будут занимать обычные машины, как на практике часто бывает с парковками для инвалидов. Для этого уже нужно вносить изменения в ПДД, но так далеко Григорий не заглядывает.

— Хотелось бы хотя бы того, чтобы все паркинги для электромобилей были бесплатными. Это же копейки для города. Но главное, с чем может помочь власть, — это установить как можно больше портов зарядки по городу, чтобы человек ехал на мероприятие в «Минск-Арену» и знал, что там он сможет подзарядить автомобиль.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

В этом плане дальше Минска ушли не только западные города, но и столицы стран-соседей. Григорий вспоминает, что недавно был в Вильнюсе, где видел парковочное место для электромобиля с бесплатной зарядкой прямо возле отделения банка. В столице Беларуси, по словам собеседника, они были бы рады и льготному тарифу на электричество.

— Также мне известно, что совсем недавно в Латвию инвестировали 30 миллионов евро для развития электромобилей. Эстония очень сильно идет в этом направлении и, не поверите, Украина далеко шагнула. Точно не могу сказать, сколько сотен электромобилей есть в этой стране, а развитием инфраструктуры там занимается частная компания.

Россия, по наблюдениям собеседника, также впереди нас, и уже сейчас в Москве планируют открыть 250 станций зарядки. Важно и то, что электромобиль Mitsubishi начал официально продаваться в салонах этой страны. Хотя сказать, что у белорусов на данный момент есть спрос на электрокары, нельзя. Григорий считает, что это связано с менталитетом.

— Наверное, наши люди не верят, что можно заменить двигатель внутреннего сгорания. Сюда накладываются мнения, что на ней далеко не уедешь, что ее негде чинить.

 

Также в Беларуси не воспользуешься системой SYNC, которая позволяет управлять своим автомобилем с мобильника американскго оператора. Например, через телефон можно начать подзарядку машины, завести, включить климат и т.д.
Также в Беларуси не воспользуешься системой SYNC, которая позволяет управлять своим автомобилем с мобильника американского оператора. Например, через телефон можно начать подзарядку машины, завести, включить климат и т.д.

Кстати, починить такой Ford, по словам Григория, могут у официального дилера этой марки на Боровой. Говорит, если на ремонт электромобилей появится спрос, то и остальные дилеры начнут этим заниматься. А пока и ремонтировать особенно нечего.

— По моим наблюдениям, в Минске сейчас около 20 электрокаров, но я уверен, что это только начало. Когда ваш сосед купит себе электрокар и остальные увидят, сколько он экономит, я думаю, такую машину захотят и многие другие. Все упирается в цифры, а когда начинаешь считать, то думаешь: а почему бы и нет?

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

«Первое впечатление от Tesla было неудачным»

На то, что в Минске будут набирать популярность электромобили, по мнению собеседника, повлияет и то, что с каждым годом запас хода в таких автомобилях увеличивается.

— Например, сейчас Chevrolet начинает выпуск автомобиля, который на одном заряде проезжает 320 километров. Он будет стоить в США 30 тысяч долларов, а с учетом доставки обойдется в 37 тысяч, что не так дешево для машины такого класса.

Поэтому Григорий советует покупать электромобили с минимальным пробегом, поскольку на них более разумная цена. Он сам сейчас задумывается о том, чтобы сменить свой Ford на электромобиль большего размера. Сейчас самый большой серийный электрокар — это Tesla.

— Честно сказать, первое впечатление от Tesla у меня было неудачное. Это проявилось в качестве сборки и подтеках краски. Думаю, можно было бы сделать и более эргономичное сиденье водителя.

Собеседник говорит, что выберет себе что-нибудь из новинок американского рынка, а пока будет продолжать пытаться развивать движение электромобилистов Минска. Он создал тематический сайт, где владельцы электромобилей могут делится опытом и размещать обзоры своих авто.

«Почему бы нам не ускориться, ведь мы же находимся в Европе? По идее»

Григорий рассказывает, что столичные собственники электрических авто — абсолютно обычные люди. Например, один владелец — предприниматель, второй человек занимается кузовным ремонтом, еще один — программист. И никто из них не покупал эти машины из-за коммерческого интереса или престижа.

— Естественно, злые языки написали, что «теславодам» непрестижно приезжать на такие сходки, где машины рангом ниже. Но злые языки есть везде, и я думаю, что покупатели Tesla такие же, как и мы. И я уверен, если человек купил машину не для престижа, а для эксплуатации, то он захочет поделиться своим опытом с другими.

Следующие встречи планируются уже при хорошей погоде, чтобы все желающие смогли посмотреть на эти машины детально. Григорий надеется, что на новый тип автомобилистов обратят внимание не только обычные люди, но и чиновники.

— Ведь любым властям интересно, чтобы развивались современные технологии, не загрязняющие окружающую среду. Да и вообще, почему кто-то на Западе семимильными шагами идет в этом направлении, а мы только в начале? Почему бы нам не ускориться, ведь мы же находимся в Европе. По идее.