Укрепление курса гривны и стабильность на валютном рынке вызвали  небольшое снижение цен на бензин, дизтопливо и автогаз. Но автомобилисты упорно продолжают искать пути снижения своих затрат. Если раньше все массово переходили с бензина на газ, теперь появилась новая мода: говорить об отказе от выхлопных газов в пользу электромобилей и электроскутеров. Но в этой сфере не все так просто и гладко, как кажется на первый взгляд.

Наши читатели воодушевленно приняли участие в голосовании, где их спрашивали: «А вы пересели бы на электромобиль?» Ответы, конечно же, порадуют глаз сторонников «зеленой» энергетики. Практически половина (40%) готовы ездить на электромобиле, потому что это «ново и интересно». Треть (28%) верит в то, что нужно попробовать, так как «все-таки электричество дешевле бензина». И только 4% смотрят вперед с осторожностью и считают, что спешить менять бензин на электричество не стоит — «электроэнергия-то дорожает».

Tesla Model E электромобиль

Справедливости ради отмечу, что электромобили — это не новая, а довольно-таки старая «песня» автомобильной истории. И первые проекты электромобилей появились еще до создания двигателей внутреннего сгорания в середине 19 века. Но более простое, удобное, выгодное и дешевое использование «бензиновых» автомобилей практически на полтора столетия отложило вопрос развития электромобилей. Своему развитию в конце 20 — начале 21 века электромобили более всего обязаны подорожанию нефти и нефтепродуктов.

На данный момент рынок электромобилей ничтожно мал, и на то есть свои причины. Предлагаю проанализировать, почему электромобили до сих пор остаются роскошью, так и не превратившись в средство передвижения.

В целом на сегодня общее количество электромобилей в мире составляет 750 тыс. штук — или меньше 0,1% от всего количества автомобилей. Темпы роста позволяют сказать, что до 2020 года электромобилей будет уже более 10 млн. В Украине в 2013 г. продали 5 авто, а 2014 — 39. В связи с экономическим кризисом трудно оценить перспективы отечественного рынка, но к 2020 году продажи могут достичь более 1000 авто в год.

К плюсам электромобиля стоит отнести экологичность и отсутствие выбросов, компактность авто, более дешевую его стоимость, дешевое «топливо» — электричество. Конечно, машина за 7-10 тыс. долл., требующая в три раза меньше затрат на заправку, может показаться выгодным приобретением.

Да и прогрессирующее удешевление главной составляющей электромобиля — батареи — расширяет перспективы рынка. За шесть лет среднюю стоимость батареи для электромобиля удалось сбить уровня в 500 долл. Хотя ради справедливости стоит сказать, что в реальности батареи будут стоить 3000-6000 долларов, а то и больше. Хотя еще в 2008-2010 г. себестоимость батареи составляла в среднем около 1000 долл., в реальности для бытового потребителя цена доходила до 10000 долл.

В любом случае, появление дешевой батареи — не за горами. Можно сравнить с рынком солнечных батарей, где стоимость 1 Вт упала с 4 долл. в 2010 году до 1 доллара в 2015 г.

Но кроме плюсов есть и минусы — проблемы

  1. Главной проблемой является емкость батареи: на одной зарядке можно проехать всего 60-100 км — и то в лучшем случае. Пока же перспектив в расширении мощности батарей не намечается.
  2. При этом, электрических заправок в Украине пока маловато — всего 50 штук. Попутешествовать особенно не выйдет.
  3. Быстрый износ батареи. В лучшем случае она прослужит вам 3-5 лет, а дальше ее нужно будет менять и тратить  довольно много денег, скорее всего — сумму, равную стоимости авто.
  4. К проблемам стоит добавить и условия «хранения» авто: при морозах батарея будет быстрее изнашиваться, а потому машина должна находится в гараже.
  5. К сожалению, развитие электромобилей в Украине в принципе невозможно без поддержки государства, что в современной экономической ситуации фактически невозможно. То есть нужны своеобразные дотации для рынка электромобилей: это касается и вопроса пошлины на ввоз авто, и создания льготных условий для строительства заводов, как минимум — для производства батарей.

Эффективность использования электромобиля при проезде 60-100 км от одной зарядки вызывает вопрос: кто будет пользоваться таким авто? С практической целью пока трудно представить езду на электромобиле на такие дистанции. Маловероятно, что найдется много желающих купить электромобиль для развлечения и статуса.

Хэчбек Mercedes-Benz B-Class Electric Drive

В итоге, к сожалению, большинство людей в Украине воспринимают электромобили как красивую сказку и готовы «голосовать» только за это. Электромобиль можно сравнить с современной историей Евромайдана: ложными оказались предположения, что подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина сразу заживет «богато и красиво». Так же, как и те 40%, которые проголосовали за использование электромобиля, вряд ли осознают, какие проблемы их ожидают, если они в один день пересядут на чудо техники.

О росте рынка электромобилей в Украине можно будет говорить уже ближе к 2020 году, когда, как можно надеяться, стабилизируется экономика страны. Пока же в реальности, а не в виртуале, большинство потребителей будут выбирать или перевод авто на пропан-бутан, или банально экономить на поездках.